- Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему
- Всё следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним
- Что такое смерть? Если взять ее саму по себе и отвлечься от всего, что вымышлено по её поводу, то тотчас же убедишься, что она не что иное, как действие природы. Бояться же действия природы — ребячество; смерть не только действие природы, но действие, полезное ей.
- Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всегда к мгновению.
- Настоящее - вот все, чего можно лишиться, ибо только им и владеешь, а никто не лишается того, чем не обладает.
- Жизнь — борьба и странствование по чужбине.
- О смерти: Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани: пора сходить.
- Следует быть правым, а не исправляемым.
- Избирай лучшее и держись его. «Но лучшее — это полезное». Если оно полезно для тебя как для существа разумного, то береги его, если для тебя как животного, отрекись от него.
- Каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто давно опочил.
- В любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа.
- Смерть есть такая же часть природы, как и рождение.
- Устрани жалобу на вред — устранится и сам вред.
- Все прекрасное, чем бы оно ни было, прекрасно само по себе: похвала не входит в него составной частью. Поэтому от похвалы оно не становится хуже или лучше.
- Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
- Где, в самом деле, человек, не менявший своих взглядов?
- Следует ли считать благом то, при мысли о чем вполне уместно замечание: «Прибредшему эти блага в изобилии некуда будет и помочиться»?
- Стремиться к невозможному — безумно.
- Кто-нибудь поступает плохо по отношению ко мне? Ну что же, это его дело. У него свое душевное настроение и свой образ действия. Я же таков, каким желает, чтобы я был, общая природа, и поступаю так, как желает, чтобы я поступал, моя собственная природа.
- Ты можешь здесь жить так, как рассчитываешь жить, уйдя отсюда.
- Смерть есть одна из наших жизненных задач.
- Лучший способ оборониться от обиды — не уподобляться обидчику.
- Что делают люди! Своих современников, живущих вместе с нами, они прославлять не желают. А сами, между тем, чрезвычайно высоко ставят славу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Ведь это почти то же, что огорчаться по поводу того, что уже предки не пели тебе хвалы.
- Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще не возможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.
- Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неисправно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.
- Бога, лишенного намерений, трудно и помыслить.
- Скоро ты забудешь обо всём и всё, в свою очередь, забудет о тебе.
- Человеку свойственно любить и заблуждающихся
- Природа не так уж тесно связала тебя с телом, чтобы ты не мог отмежеваться и свое дело делать сам.
- Смешно, стараясь избежать чужой порочности — что невозможно, — не стараться избежать своей собственной — что вполне возможно.
- Никто не устает получать пользу. Не уставай не получать пользу, принося её.
- Раскаяние есть упрек, обращенный к самому себе за упущение чего-либо полезного.
- Изменение своего мнения и согласие с тем, кто указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму.
- Сколько усилий затратили предки, чтобы оставить себе преемника — и все же кто-нибудь да должен остаться последним.
- Тебя гнетет не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее.
- Если взор твой изощрен, говорит философ, докажи это на деле, разобравшись в самом мудреном.
- Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывает, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся.
- Оставайся постоянно в пределах первых представлений, ничего не примышляя к ним сам от себя, и с тобой ничего не будет. Или, ещё лучше, примысли, но как человек, знающий все происходящее в мире.
- Поступки другого человека следует оставлять при нем.
- Не все же разговаривать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им.
- Почему тебе недостаточно провести достойно свой краткий век?
- Никто не бывает настолько удачлив, чтобы смерть не вызвала в ком-либо из окружающих чувства злой радости.
- Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принес пользу самому себе.
- Нет условий жизни, более приятных для философствования, нежели те, в которых ты теперь находишься!
- До какого лицемерия нужно дойти, чтобы сказать: «Я намерен быть искренним в отношениях с тобой». Что делаешь ты, человек? Не следует предупреждать об этом — это выяснится само собой: содержание твоих слов должно быть запечатлено на твоем челе.
- Многому следует поучиться, прежде чем с уверенностью высказываться о чужих поступках.
- Пока еще жив, стань, наконец, человеком!
- Ты не станешь учить письму и чтению, прежде чем научишься сам. Тем паче - жизни.
- Виноград зеленый, зрелый, выжатый — все это переход не в то, чего нет, а в то, чего нет теперь.
- Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придаем меньшее значение, нежели убеждению других. Мы более стесняемся своих ближних - что они подумают о нас?
|